Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №17

Адрес144012, Российская Федерация, Московская область, Московская область, городской округ Электросталь, Мира, 20"в"

Контакты администрации 8(496) 573-96-56 gimnasia17@mail.ru

С какими вопросами можно обратиться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса (школьному омбудсмену)?

Как должна быть организована деятельность школьного омбудсмена?

Для начала необходимо определить, что школьный омбудсмен — это участник образовательного процесса, на которого возложены следующие функции:

  • контроля за соблюдением справедливости и интересов участников образовательного процесса;
  • правового просвещения участников образовательного процесса;
  • консультирования участников образовательного процесса, основываясь на законодательстве в области защиты прав человека и в образовательной сфере;
  • профилактики нарушений Устава, правил внутреннего распорядка, локальных актов в школе.

Правозащитная деятельность Уполномоченного осуществляется на добровольных началах. В основном кандидат на должность Омбудсмена избирается тайным голосованием всех участников образовательного процесса. И родитель, и педагог могут претендовать на должность школьного правозащитника.

Деятельность школьного омбудсмена на уровне федерального или регионального законодательства не закреплена. Образовательное учреждение может принять локальный акт, который закрепляет деятельность омбудсмена, круг его полномочий, компетенцию и т. д.

Уполномоченный по правам в школе может стать первой инстанцией, которая успешно разрешит конфликты, возникающие в школе между детьми, между учителем и родителем.

Помимо консультаций омбудсмен занимается профилактикой нарушений в образовательной организации. Немаловажным является и правовое просвещение детей, их родителей, учителей.

Информация о школьном омбудсмене может располагаться на сайте образовательного учреждения.

Школьная служба омбудсменов должна быть максимально доступной для всех, кому нужна помощь.

Кто может обратиться к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса?

Если в школе работает омбудсмен, то у каждого есть право обратиться к нему и получить квалифицированную помощь.

Обратиться могут:

  • ​Родитель/законный представитель несовершеннолетнего, который считает, что права его ребенка были нарушены, может обратиться к омбудсмену (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об Образовании в РФ»).
  • ​Ребенок может самостоятельно обратиться к омбудсмену в школе (п.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ).
  • Работники образовательного учреждения.

Любое обращение должно быть зафиксировано. Вся информация, которую получает омбудсмен от участников образовательного процесса, должна быть конфиденциальной и использована в интересах заявителя.

С какими вопросами можно обратиться к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса?

Организация работы школьного омбудсмена — это одна из возможностей защиты прав ребенка в нашей стране. Существует целая система, благодаря которой ребенок может чувствовать себя в безопасности. Но всегда есть исключения — случаи нарушения прав несовершеннолетних. Служба Уполномоченного по правам ребенка в школе (школьного омбудсмена) призвана исправить последствия нарушения прав ребенка, возникающих во время обучения в школе. Обучающиеся обращаются в основном с проблемами межличностного взаимодействия, нередко возникают конфликты по поводу внешнего вида школьника, необъективности выставленных оценок и т. д.

Педагоги также нуждаются в защите омбудсмена от неправомерного вмешательства родителей в учебный процесс. Педагоги часто обращаются к омбудсмену в ситуации, когда родители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей. Также часто встречаются жалобы на условия труда. Нередко учителя становятся теми, кто инициирует разбирательства, относящиеся к нарушению прав ребенка в семье (оставление без надлежащего присмотра, угроза жизни и здоровью ребенка в семье, жестокое обращение, проблемы семей, находящихся в социально — опасном положении и т.  д.)

Каждый родитель, у которого есть ребенок, всячески стремится защитить и уберечь его от проблем. В ситуации, когда взрослые понимают, что права ребенка в школе были нарушены, возникает множество вопросов. Что же делать дальше? Куда идти за правовой консультацией? Родители являются основной категорией, которая нуждается в консультировании. Межличностные отношения между детьми, этика поведения педагога, объем домашних заданий, необъективные оценки, особенности работы ГПД, физическое, психическое насилие — вот неполный спектр проблем, которые приходится рассматривать омбудсмену в школе.

Нормативная составляющая, которой руководствуется омбудсмен в своей работе достаточно большая.

Выделим некоторые основополагающие документы.

  • ​​Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 г., вступила в силу 15 сентября 1990 г.
  • ​Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • ​Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
  • Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ
  • ​Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • ​Нормативные акты субъектов РФ, касающиеся деятельности Уполномоченного по правам ребенка и другие документы.

При разрешении конфликтов, вопросов, жалоб омбудсмен должен не просто дать юридическую консультацию, но и по возможности поддержать, и оказать психологическую помощь. Приоритетом в работе Уполномоченного по правам ребенка должны быть дети, ведь именно они являются самыми беззащитными членами общества.

Дата публикации — 04 июля 2019

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie